Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. В связи с этим проблема нравственного — патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Любовь к Родине начинается формироваться в раннем возрасте, с первых маминых песен, с того уголка города, поселка, где ребенок живет, с «маленького уголка далекого детства». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, бережном отношении к народной памяти.
Поэтому в дошкольном учреждении ведется систематическая, целенаправленная работа по воспитанию у детей патриотических чувств, включая в себя целый комплекс задач:
- формирование у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду;
- воспитание бережного отношения ко всему живому, к окружающему миру, к природе родного края – и природе в целом
- формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к культуре, традициям;
- формирование представлений о России как о родной стране.
- воспитание уважения к труду, развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, художественное слово.
Эти задачи в детском саду решаются в играх, на занятиях и в быту, не только воспитывая в ребятах патриотические чувства, но и формируя их взаимоотношения с друзьями и взрослыми. Нравственно-патриотическое воспитание является сложным педагогическим процессом. В детском саду используются различные формы и методы работы с детьми по патриотическому направлению:
- целевые прогулки, экскурсии к памятникам, в краеведческий музей поселка. — рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной страны и родного поселка, о героях земляках;
- наблюдение за тем, как люди трудятся на территории детского сада и в поселке, как изменяется его облик благодаря этому труду;
- демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций;
- прослушивание тематических аудиозаписей, это могут быть голоса птиц русского леса или гимн Российской Федерации ;
- знакомство с русским фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми;
- знакомство с народным творчеством, с талантливыми людьми нашего поселка;
- знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников
- проведение тематических праздников и развлечений: «День матери», «День защитника Отечества», «День Победы», «День семьи», «День защиты детей», «День России».
- подготовка тематических выставок, посвященных памятным датам,
Знакомство детей с героическим прошлым Отечества, донесение до воспитанников мысли о том, что о грозных военных событиях люди будут помнить всегда, чтить память погибших, проходит на занятиях, встречах с интересными людьми. «День памяти» прошел в детском саду, где была организована встреча с поисковым отрядом «Поиск» города Осташков. Дети услышали рассказ о родах войск, об оружии, которое применялось в Великой Отечественной войне. Наши дети могли ознакомиться с винтовкой, автоматом, ручным пулеметом, пулеметом «Максим». Большое спасибо за организацию этого мероприятия Смелаковой Е.С.- эксперту администрации городского поселения и конечно отряду «Поиск» за интересную, познавательную и воспитательную встречу.
Старший воспитатель МДОУ «Детский сад «Светлячок» Васильева Н.И.