«Дидактический синквейн»: Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС дошкольного образования

0223Актуальность:

В условиях введения ФГОС дошкольного образования перед педагогами дошкольного образования встаёт много вопросов:

- Как сделать современного дошкольника социально мобильным выпуская его во взрослую жизнь, в школу?

- Как научить применять знания, умения, навыки в конкретной ситуации?

- Как научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, делать выводы, принимать продуманные решения?

- Как вовлечь ребенка в интерактивную деятельность на занятиях?

Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, дидактического синквейна.

Применение данной методики помогает создать условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями. Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. В дидактическом синквейне самое главное — это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке.

В своей группе для познавательно-речевого развития старших дошкольников я использую используются современные методики, такие как пиктограммы, мнемотехника (мнемотаблицы), задания на РТВ (развитие творческого воображения). Одним из эффективных, интересных методов развития ребенка, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения- синквейна.

Инновационность данного метода – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Когда первый раз слышишь слово «синквейн», то кажется, что это что-то непонятное и экзотическое. На самом же деле здесь нет ничего сложного. Основная задача синквейна — научиться мыслить максимально емко, при этом необходимо также уметь кратко и понятно выражать свои мысли.

Синквейн – с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. В педагогических и образовательных целях, может использоваться как результативный метод развития образной речи, интеллектуальных и аналитических способностей.

В педагогических и образовательных целях, как результативный метод развития образной речи, интеллектуальных и аналитических способностей, синквейн используется во многих странах мира, а с конца 90-х годов и в России

Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. В дидактическом синквейне самое главное — это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке.

К основным правилам составления синквейна относятся следующие:

чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

Правила составления синквейна.

1) Синквейн состоит из 5 строк;

2) Его форма напоминает ёлочку

1 слово (кто? что? 1 ключевое слово)

2 слова (Какой? Какая? Какое? 2 прилагательных характеризующих предмет)

3 слова (Что делает предмет?3 глагола обозначающих действия, относящиеся к предмету)

4 слова (предложение, показывающее отношение автора к предмету)

1 слово (синоним, ассоциация, который повторяет суть темы)

Синквейн для дошкольников – это:

• средство творческого самовыражения ребёнка;

• игровой способ обогащения словарного запаса;

• подготовка к краткому пересказу;

• владение понятиями: слово-предмет (живой—неживой), слово-действие, слово-признак;

• умение выделять главную мысль, формулировать идею, подбирать синонимы, правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложении

• увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.

Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться с детства. Этому искусству и обучает синквейн, являясь формой свободного творчества, требующий умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы, кратко и эмоционально их формулировать.

Я использую данный метод при проведении НОД, на прогулках (наблюдения), при составлении рассказов по лексическим темам, описательных рассказов, в индивидуальной работе по развитию связной речи, на подготовительном этапе к сюжетно-ролевым играм.

Примеры детских дидактических синквейнов.

Лексическая тема: «Новый год»

1. Новый год.

2. Радостный, долгожданный.

3. Приходит, веселит, радует.

4. Я люблю этот праздник.

5. Подарки.

Лексическая тема: «Наш поселок»

1. Калашниково

2. Большой, красивый.

3. Растет, хорошеет, развивается.

4. Я живу в этом поселке.

5. Калашниково-поселок.

Лексическая тема: «8-е Марта»

1. Мама.

2. Умная, добрая.

3. Читает, вяжет, готовит.

4. Любит меня и папу.

5. Семья.

Лексическая тема: «Время года»

1. Зима.

2. Снежная, холодная.

3. Морозит, заметает, восхищает.

4. Серебристым снегом укрывает землю.

5. Волшебница.

Вывод: процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем:

*информационной,

*деятельностной

*личностно-ориентированной.

Его написание требует от дошкольника реализации практически всех его личностных и творческих способностей и может успешно применяться в педагогической практике и тем самым оптимизировать работу по речевому развитию дошкольников.

2018 © МДОУ «Детский сад «Светлячок» пгт.Калашниково — Официальный сайт
Все права охраняются законодательством Российской Федерации.
При использовании материалов сайта активная гиперссылка на него обязательна.
Сайт соответствует 29 статье Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ.