Тренинг для родителей: Роль пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста

57ed5b8a-d69e-c83e-d69e-c87002191c85.photo.0Цель и задачи:

1.Усиление способности родителей к пониманию внутреннего мира своего ребенка.

2. Расширение взглядов на собственный педагогический опыт. Изменение родительских позиций в воспитании своих детей.

Материал и оборудование: кружки разного цвета, ножницы, фломастеры, клей- карандаш.

Ход встречи:

Здравствуйте, уважаемые родители!. Сегодня мы с вами поговорим о пальчиковых играх.

Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты. Он очень сложен, хотя сложность эта не всегда бросается в глаза. За этими словами признание права художника на творение своего мира и одновременно призыв к его познанию, пониманию, суждению о нём. Суть фольклорных текстов — действие. Действия персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их разрешение создают единственную в своём роде, удивительную, движущуюся стихию жизни.

Ну, а сейчас давайте проведем игру «Ладушки»

Ладушки, ладушки!

Напекла нам бабушка,

Маслом поливала,

Деткам раздавала.

Даше — два,

Паше — два,

Ване – тоже дала,

Тане — два,

Саше — два,

Маше – тоже дала,

Всем дала!

Хороши оладушки.

У нашей бабушки!

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Детские психологи отмечают, что в последние 5–10 лет, уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео…). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.). Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной. Игры с пальчиками — это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Насколько ребёнку, понравится игра, зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть. Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками. Для малыша двух-трёх лет некоторые игры станут особенно интересны, если для его пальчиков будут свернуты бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговки, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и другие.

Этапы разучивания игр:

1.        Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

2.        Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

3.        Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

4.        Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

5.        Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр:

1.        Не проводить игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.

2.        Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

3.        Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.

4.        Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.

5.        Используйте максимально выразительную мимику.

6.        Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то

громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

7.        Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.

Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

Мастер – класс « Изготовление атрибутов к пальчиковым играм»

Уважаемые родители, перед вами лежат кружочки, фломастеры и ножницы с клеем. Это нам нужно для выполнения «колпачков» на пальцы наших рук, чтобы потом поиграть в пальчиковые игры.

Возьмите кружочки и разрежьте по диаметру, затем сверните колпачок и склейте его (из кружка получится 2). Также выполните и с другими кружочками. У вас должно получиться 10 штук. Нарисуйте им глазки, носик, ротик, чтобы были более выразительными. Вот закончилось наше творчество, а теперь мы с вами поиграем.

Пальчиковая игра «Пальчик, пальчик, где ты был?»

Пальчик, пальчик, где ты был?

С этим братцем — в лес ходил,

С этим братцем — щи варил,

С этим братцем — кашу ел,

С этим братцем — песни пел!

( на все положения загибаем пальчики по очереди)

Пальчиковая игра «Пальчики»

Этот пальчик хочет спать. (ребенок разворачивает левую ручку

Этот пальчик лёг в кровать. ладошкой к себе, правой ручкой загибает

Этот пальчик чуть вздремнул. пальчики на левой руке по очереди)

Этот сразу же уснул.

Этот крепко – крепко спит

И тихонечко сопит.

Солнце красное взойдет, (поднимает левую ручку и распрямляет

утро ясное придет, все пальчики)

Будут птички щебетать, ( повторить все тоже самое с правой

Будут пальчики вставать! рукой)

Желаем приятных мгновений с детьми

Пальчиковый тренинг

(нетрадиционные игровые приемы)

Практикум для родителей

Цели

Познакомить родителей с нетрадиционными приемами и материалами, используемые в работе с детьми по развитию мелкой моторики и координации движения рук.

Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми.

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.

Неловкость пальцев говорит о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита. Врачи и педагоги уделяют ее развитию пристальное внимание. В методической литературе содержатся результаты исследований (Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева), которые подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи.

С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала. Такие занятия превращаются в занимательную игру: «пальчики-музыканты», «пальчики-фокусники», «пальчики-путешественники» и т.д.

Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Оказывается, можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, ракушками, пуговицами, веревочками. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей.

Самомассаж кистей и пальцев рук

Этот массаж желательно сопровождать веселыми рифмами («приговорками»), стихами.

Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца.

Растирать зубной щеткой сначала подушечки пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики-удальчики.

Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками.

Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет.

Взад-вперед его качу,

Вправо-влево – как хочу.

Сверху – левой, снизу – правой,

Я его катаю, браво.

Массаж грецкими орехами (каштанами).

Катать два каштана между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.

Научился два ореха,

Между пальцами катать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

Массаж «четками». Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы.

Считать количество «бус» в прямом и обратном порядке.

Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала.

Бусы я перебираю,

Свои пальцы развиваю.

Пальчиковый тренинг

«Кус-кус» — бельевыми прищепками поочередно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.

Котенок

Если кто-то с места сдвинется,

На него котенок кинется.

Если что-нибудь покатится,

За него котенок схватится.

Прыг-скок! Цап-царап!

Не уйдешь из наших лап!

В.Берестов

«Прогулка» — «ходить» указательными и средними пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха, делая по шагу. Можно «ходить» средним и безымянным, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочередно и одновременно.

Кто идет?

Идет собака, кот идет,

И дождь идет, и град…

Еще часы идут вперед,

Хоть на столе стоят.

Л.Парамонова

На прогулку мы пойдем,

И в футбол играть начнем.

И с хорошей тренировкой,

Каждый станет сильным, ловким.

«Лыжники» — «вставать» в углубления больших пуговиц указательными и средними пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.

Ног от радости не чуя,

С горки снежной вниз лечу я!

Стал мне спорт родней и ближе,

Кто помог мне в этом?..

(Лыжи)

Кто по лесу быстро мчится,

Провалиться не боится?

(Лыжник)

Две новые кленовые

Подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги,

И по большим снегам беги.

(Лыжи)

«Музыканты» — нажимать сначала пальцами одной руки, потом и обеими руками вместе на «клавиатуру» из поролона с приклеенными пуговицами, сопровождая игру произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов на отрабатываемый звук.

Слоги:

Ша-шо-ши-ше

Аш-ош-уш-иш

Шта-што-шту-ште.

Чистоговорки:

Ша-ша-ша — вот каша и лапша

Шу-шу-шу – я ем кашу и лапшу

Шо-шо-шо – говорю я хорошо

Ши-ши-ши – дайте мне карандаши

Стихотворение:

Кто потерял много игрушек.

Маша шла, шла, шла и игрушки нашла:

Кошку, матрешку, шишку, мартышку,

Мишку, машинку, пушку, зайчишку,

Шар, неваляшку, катушку, лягушку.

«Фокусник» — собрать (скомкать) кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с уголка (кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны).

«Рисование» — рисовать «цветы» веревочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.

Тренируйте пальчики!

Станет рука сильно,

Головушка — умной,

А речь — красивой.

Итог :

Значение пальчиковых игр и упражнений, которые:

- развивают мелкую моторику пальцев рук;

- стимулируют речевое развитие;

- повышают работоспособность головного мозга;

2018 © МДОУ «Детский сад «Светлячок» пгт.Калашниково — Официальный сайт
Все права охраняются законодательством Российской Федерации.
При использовании материалов сайта активная гиперссылка на него обязательна.
Сайт соответствует 29 статье Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ.